Вход на сайт Навигация по сайту Любить и уважать Бонус-счастливчики
|
Содержимое файла " .doc" (без форматирования) Мiнiстерство освiти i науки України ОДЕСЬКИЙ НАЦIОНАЛЬНИЙ ПОЛIТЕХНIЧНИЙ УНIВЕРСИТЕТ Iнститут Радiоелектронiки та телекомунiкацiй Кафедра Економiчних систем та маркетингу Iндивiдуальне завдання з дисциплiни ЕКОНОМIЧНА ТЕОРIЯ на тему: Еволюцiя форм власностi в Українi. Приватизацiя в Українi: специфiка та прогнози Виконав: студент гр.РТ-061 Перевiрила: доц., к. технiчних наук Забарна Е.М. Одеса 2008 СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………….....3 Развитие учения о собственности……………………………………..3 Право собственности…………………………………………………...7 Формы собственности………………………………………………….9 Понятия собственности в Украине…………………………………10 Приватизация в Украине…………………………………………….12 Выводы…………………………………………………………………16 Список использованной литературы………………………………18 2 Введение При переходе к рыночной экономике в Украине осуществление реформ столкнулось с рядом объективных и субъективных трудностей. Первоочеред- ной из них оказалось решение проблемы собственности. Под этой экономической категорией понимают систему объективных экономических отношений, связанных с присвоением материальных или нематериальных благ. Структуру отношений собственности составляют отношения пользования, распоряжения, владения, отчуждения и присвоения. Собственность как научный срок употребляется в двух аспектах: в экономическом и юридическом. В экономическом - это присвоение материальных благ, суть которого заключается в принадлежности имеющихся средств производства и получаемых продуктов работы государству, отдельным коллективам или индивидам. Принадлежность (присвоение) в этом случае означает отношение субъекта присвоения к определенным материальным благам как к своим и соответственно отношению к ним всех других лиц как к чужим. Это материально-вещевой аспект процесса присвоения, который характеризует отношение людей к стати. Другой аспект присвоения материальных благ - это общественное отношение собственности, которые характеризуют отношения между людьми, которые основываются на размежевании "моего" и "чужого". Суть его заключается в господстве владельца над вещью и устранении всех других субъектов от вещи или, иначе говоря, в недопущении любых препятствий владельцу в осуществлении господства над вещью со стороны невладельца. Экономические отношения собственности получают юридическое закрепление в праве собственности, которое возникает вследствие правового регулирования указанных экономических отношений. Правовое регулирование отношений собственности есть одним из важнейших направлений нормотворческой деятельности государства. С помощью права государство регулирует принадлежность тех или других объектов собственности определенному субъекту (гражданину, коллектива, государству); объем и содержание субъективных полномочий владельца, порядок и формы их реализации относительно разных объектов; средства и способы правовой охраны отношений собственности и т.д. Развитие учения о собственности Проблема собственности не нова и не одно столетие занимает умы людей. Самые первые упоминания о собственности как одной из основополагающих характеристик государства появились еще в древности - в Вавилонии, Китае и других странах. Социалист-утопист Т. Мор в своей книге Утопия пришел к выводу о том, что там, где царит частная собственность, все богатства попадают в руки немногих. 3 Т. Кампанелла в книге Город Солнца корень зла видит в частной собственности; он нарисовал картину будущего - город Солнца - в условиях существования общественной собственности. Проблемы частной собственности рассмотрены в трудах А. Смита. Так, в работе Исследование о природе и причинах богатства народов он выступил как противник крупного землевладения; однако, как экономист мануфактурного периода, ученый считал буржуазию восходящим классом, хотя и относился к капиталистам как таковым без всякой симпатии, с недоверием и подозрением. В то же время Смит считал действовавшие в его время законы естественными, а священные права частной собственности - вечными и неизменными. Совершенно по-новому к проблеме собственности подошли А. Сен-Сшнон, Р.Оуэн, Ш. Фурье. Так, А. Сен-Симон основу общественного развития видел в отношениях собственности. Форма правления, доказывал он, имеет второстепенное значение, сущность общественного строя определяется собственностью: …учреждение собственности - суть; именно этот институт служит основанием общественного здания. Собственность в понимании Сен-Симона - историческая категория, характер ее меняется с развитием общества. По мнению основоположников марксизма, определяющее значение в характеристике собственности имеет ее экономическое содержание, прежде всего то, посредством каких производственных отношений осуществляется процесс присвоения. Отношение людей к вещам является результатом отношений друг к другу в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Следовательно, сущность собственности марксизм предложил искать не а актах физического обладания вещами, не в нормах права, а в процессе непосредственного производства, в экономических отношениях, выражающих определенный уровень развития производительных сил общества. Сказанное позволило сделать и другой важный вывод - об исторически преходящем характере тех или иных форм собственности. Марксизм отрицает отождествление понятий частной и личной собственности. Частной собственность становится лишь тогда, когда она превращается в средство или объект эксплуатации. Это зависит от исторически сложившейся господствующей системы. Отмеченные позиции относительно характеристики различных понятий собственности связаны со своеобразной трактовкой отдельными авторами данной категории. Например, в выступлениях на Ш сессии Верховного Совета СССР предлагалась следующая формулировка: Собственность есть все, что представляет ценность, принадлежит кому-либо и может переходить от человека к человеку или от одной группы людей к другой. Вносилось дополнение: Общественная собственность может быть продана или передана по договору. В подобных высказываниях понятие собственности представляется отношением человека к вещи, а не 4 производственными, экономическими отношениями, которые она в действительности выражает. Выяснению политэкономического, то есть научного, понимания собственности не помогают получившие распространение в литературе представления об отношении между человеком и собственностью, якобы возможном отделении труженика от собственности, а также утверждение, что собственность может быть ничьей. Собственность предполагает отношение, взаимосвязь между людьми, а не их разделение. Вся суть в том, какая это взаимосвязь. Работник может быть отчужден не от собственности, а от средств производства. По отмеченным причинам не следует считать общенародную собственность ничейной. Этот термин, получивший распространение в научной литературе, особенно в публицистике, не отличается нейтральностью, а имеет совершенно определенное смысловое содержание, характеризующее социально-экономические отношения. В Украине и странах ближнего зарубежья трактовки ничейности собственности лежат в основе предложения о денационализации средств производства. Предпринимаются попытки легализовать частную собственность - распустить колхозы, совхозы, раздать землю крестьянам, осуществить денационализацию земли, а затем и денационализацию всех средств производства. Высказывания о понятии собственности и ее формах свидетельствуют о размытости суждений на этот счет. Они затрудняют практику разгосударствления. Кроме других замечаний, следует особо выделить смешение понятий собственности как экономической категории с ее частной формой проявления, возникающей лишь при определенных условиях и имеющей исторической характер. На это важно обратить внимание по ряду причин. Во-первых, с целью подчеркнуть, что частная собственность означает обособленность производителей, когда жизнь каждого субъекта зависит исключительно от его собственных средств и активности, проявляемой в сфере производства материальных благ и в обмене ими с другими субъектами; это отношения, порожденные отчуждением труда. Во-вторых, надо отказаться от распространенного в научной и особенно в публицистической печати представления, будто марксизм исходит из обязательной необходимости уничтожения частной собственности насильственными путями, а не из замены ее общественной, диктуемой объективными требованиями развития производительных сил. Такая неверная трактовка проистекает из неверного перевода термина с немецкого языка на русский. В немецком тексте Манифеста Коммунистической партии говорится: In diesem Sinne konne die Kommunisten ihne Theorie in dem einen Ansdruck: Anfhesung(выделено автором) des Privateigentums Zusammenfassen В русском переводе этот термин получил распространение как Absczafung, то есть ликвидация, а не снятие частной собственности, предполагающее 5 сохранение в новом положительных сторон старого. В связи с обсуждающимся вопросом о частной собственности целесообразно обратить внимание на другое марксистское положение: Нам нечего ее уничтожать, развитие промышленности ее уничтожило и уничтожает изо дня в день. Это положение особенно важно учитывать в связи с последующей характеристикой создающихся форм хозяйствования при осуществлении политики разгосударствления собственности, а Украине и странах ближнего зарубежья. Правомерен вопрос: неужели ни В.И.Ленин, ни другие марксисты не замечали неточности перевода в Манифесте Коммунистической партии? Думается, основное, на что обращалось внимание К Марксом и Ф. Энгельсом в отмеченных различных трактовках,- это теория устранения частной собственности. А практическим путям и методам ее устранения особого значения тогда не придавалось. Игнорирование данного вопроса при решении хозяйственных практических задач в бывшем СССР и других странах часто приводило к трагическим последствиям. Следует заметить, что вопрос о частной собственности нельзя рассматривать в плоскости лишь исторических рассуждений. Он остается актуальным для стран капиталистического мира, где экономические отношения полностью основаны на различных формах частной собственности, и для развивающихся стран, в экономике которых частная собственность преобладает. А для постсоциалистических стран вопрос о судьбе частной собственности важен в связи с многоукладностью рыночной экономики. Его следует учитывать при выработке политики разгосударствления, чтобы избежать повторения перекосов относительно частнособственнического производителя в различных отраслях экономики. Основоположники марксизма раскрытием тайны собственности не ограничились. Они полагали, что в зависимости от производственных отношений, обслуживающих ту или иную форму собственности, существуют и соответствующие типы собственности. Частная собственность, например, указывает лишь на то, что субъектом собственности является частное лицо. Типы частной собственности за весь исторический период развития общества претерпели изменения, вызванные способом экономической ее реализации. В период, когда частная собственность реализовывалась путем внеэкономического принуждения к труду, она носила рабовладельческий или феодальный характер. Во время реализации посредством личного труда самого собственника возникла трудовая частная собственность, характерная для мелкого товарного производства. Наконец, в эпоху, когда частная собственность приводится в движение наемным работником, появляется буржуазная частная собственность, которую К. Маркс назвал чистой частной собственностью, отбросившей всякую видимость общности10. По его же определению, политическая экономия смешивает два существенно различных рода частной собственности, из которых один основывается на собственном труде производителя, другой – на эксплуатации чужого труда. Отсюда видно, что одна и та же по форме собственность может иметь различное экономичес- 6 кое содержание, а значит – и разную социальную природу. Право собственности У истоков теории прав собственности стояли два известных американских экономиста - Р. Коуз и А. Алчиан. В дальнейшем в разработке и использовании этой теории активное участие принимали: И. Барцелъ, Г. Демсец, Д. Норт, Р. Познер и др. Своеобразие подхода авторов данной теории к трактовке собственности и ее использованию в качестве методологической и общетеоретической основы экономического анализа состоит в следующем. Во-первых, в своих исследованиях они оперируют не привычным для нас понятием собственность, а термином право собственности. Не ресурс сам по себе является собственностью, а пучок или доля прав по использованию ресурса - вот что составляет собственность. Полный пучок прав состоит из следующих 11 элементов: - право владения, то есть право исключительного физического контроля над благами; - право использования, то есть право применения полезных свойств благ для, себя; - право управления, то есть- право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ; - право на доход, то есть право обладать результатами от использования благ; - право суверена, то есть право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение благ; - право на безопасность, то есть право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды; - право на передачу благ в наследство; - право на бессрочность обладания благами; - запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде; - право на ответственность в виде взыскания, то есть возможность взыскания блага в уплату долга; - право на остаточный характер, то есть право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий. Права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами государства, административным распоряжениями, традициями, обычаями и т. д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. Эти отношения представляют нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения. Иначе говоря, права собственности есть не что иное, как определенные правила игры, принятые в обществе. Права собственности - это права контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Именно 7 права собственности - или то, что, по мнению людей, является соответствующими правилами игры,- определяют, каким именно образом в обществе осуществляются Процессы предложения и спроса. Вторая отличительная черта теории права собственности заключается в том, что феномен собственности выводится в ней из проблемы относительной редкости или ограниченности ресурсов: Без какой-либо предпосылки редкостей бессмысленно говорить о собственности В ходе развития учения о собственности положение о ее экономической основе как бы отступает, а все более актуальной становится ее юридическая форма в тех проявлениях, в которых функционирует и реализуется частная собственность. Экономические отношения собственности получают юридическое закрепление в праве собственности, которое возникает вследствие правового регулирования указанных экономических отношений. Правовое регулирование отношений собственности есть одним из важнейших направлений нормообразующей деятельности государства. Совокупность указанных правовых норм, которые регулируют отношения собственности, представляет право собственности в объективном понимании. Субъективное право собственности определяется Законом Украины "О собственности" и Гражданским кодексом как урегулированные законом общественное отношение относительно владения, пользование и распоряжение имуществом. Владение - это закрепление материальных благ за конкретными собственниками - индивидами и коллективами, фактическое удержание вещи в сфере хозяйствования этих лиц. Пользование - это изъятие из вещей их полезных свойств, которые дают возможность удовлетворить соответствующие нужды индивида или коллектива. Распоряжение - это определение владельцем юридической или фактической судьбы вещи. Индивид или коллектив осуществляет владение, пользование и распоряжение вещами (материальными благами) за своим интересом, независимо от воли и желание других личностей. Субъектами права собственности в Украине признаются народ Украины, граждане, юридические лица и государство. Субъектами права собственности согласно ст. Из Закона Украины "О собственности" могут быть также другие государства, их юридические лица, общие предприятия, международные организации, граждане других государств и лица без гражданства. Иностранные юридические лица и граждане могут стать владельцами имущества в Украине в случае приобретения объектов приватизации (см. законы Украины "О приватизации государственного имущества" и "О приватизации небольших государственных предприятий (малую приватизацию)"), а также вследствие осуществления иностранных инвестиций в формах, определенных Законом Украины "О режиме иностранного инвестирования". Для обеспечения осуществления предпринимательской деятельности законодательство допускает объединение имущества, что является собственностью граждан, юридических лиц и государства, и создание на этой основе смешанных форм собственности, в том числе собственности общих предприятий с участием юридических лиц и граждан других государств. 8 Формы собственности В современных условиях функционирования корпорации происходит так называемая деперсонализация крупной частной собственности на средства производства, которая выражается в потере определенными собственниками капитала персонального контроля над его функционированием. Но отсюда не следует, хак утверждает Дж. Гелбрейт, что власть людей, которые управляют корпорацией, не зависит больше от частной собственности . Безналичная форма собственности (пакеты акций) не означает отсутствие лиц, в чьих руках находятся эти акции. В настоящее время в мире есть 157 миллиардеров, отдельных лиц или семейств, обладающих состоянием, оцениваемым в 1 млрд долл. и более. Из них 58, почти 40%,- в США. Явно ощутимый ныне упор на необходимость так называемой деидео логизации экономики, притупляет осознание сущности происходящих перемен, затрудняет научную оценку проблем разгосударствления и приватизации, их особенностей в Украине. Разгосударствление и приватизация связаны с существенным изменением приоритетов в деятельности функционирующих государственных предприятий, которые прежде зависели от наличия благоприятных условий для частного бизнеса. Теперь они руководствуются в работе теми же критериями, что и частные предприятия. Государственная собственность по своей природе удовлетворяет общенациональные потребности и призвана быть проводником государственной политики. Исходя из этого, государственная собственность и предпринимательство развиваются: во-первых, в отраслях, где неоправданно или малоприбыльно приложение индивидуального капитала (энергетика, связь, отрасли производственной инфраструктуры); во-вторых, з отраслях, требующих большого начального капитала (добывающая промышленность, черная металлургия); в-третьих, в сферах с пролонгированным эффектом (фундаментальные науки, аэрокосмическая техника, технология); в-четвертых, в сферах обеспечения воспроизводства рабочей силы (образование, культура, здравоохранение, то есть социальная инфраструктура). Во времена К. Маркса и В. Ленина доминирующей формой собственности была частная. Поэтому все беды связывались именно с ней. На самом же деле источник этих бед заключался не в частной собственности как таковой, а в ее тогдашней монополии в экономике народного хозяйства. С одной стороны, частная собственность дает возможность реализовать индивидуальную предприимчивость, проявить самостоятельность, оригинальность, пробуждает в людях экономическую активность, интересы и ответственность за результаты труда, активизирует экономическую жизнь. С другой - способствует демонополизации экономики, усиливает в ней конкурентные начала, делает ее более гибкой, способной к быстрой саморегуляции без бюджетных инъекций; частная собственность успешно 9 предрешает многие социальные функции, способствует развитию свободомыслия, утверждению плюрализма и демократии в обществе. Вместе с тем частная собственность связана с имущественной дифференциацией людей, их доходов, что может вызвать обострение социальных отношений. Многие нежелательные ее последствия способно предотвратить или локализовать государство с помощью налогов, ограничений и т. д. Оно может активно влиять на фактическое распределение материальных благ общества и конкретные формы их использования. "Что касается соотношения форм собственности в модели нашей экономики - утверждает В.Черняк, - то нужно отметить следующее: мы стоим перед необходимостью формирования двухсекторной модели экономики - государственного и частного секторов. Критерий деления седующий: все негосударственное является частным". Понятия собственности в Украине Согласно ст. 2 Закона Украины "О собственности" собственность в Украине выступает в таких формах: частная, коллективная, государственная. При этом в законе установлено, что все формы собственности являются равноправными Иначе регулируются отношения собственности в Конституции Украины. Во-первых, в Конституции (статьи 41, 116, 142 и 143) относительно собственности употребляются сроки "частная", "государственная" и "коммунальная" и ничего не говорится о коллективной собственности. При этом коммунальная собственность (собственность территориальных общин сел, поселков, городов) рассматривается отдельно от государственной. Во-вторых, в отличие от Закона Украины "О собственности" в Конституции речь идет не о равноправии форм собственности, а о равенстве перед законом всех субъектов права собственности (ч. 4 ст. 13). Указанные новеллы предопределяют необходимость внесения соответствующих изменений в Закон "О собственности". Рыночная трансформация экономики Украины требует четкого определения прав собственности, которые на данный момент санкционированы весьма слабо. Это объясняется рядом причин. Во-первых, в данный период в отношениях собственности велика роль изменчивости и нелинейности, когда результаты воздействия определенного фактора при наличии других воздействий зачастую оказываются непредсказуемыми не только с точки зрения своих последствий, но даже для их классификации в привычной системе координат. Во-вторых, несложившаяся институциональная структура не позволяет четко специфицировать права разных собственников, их роль, значение и ответственность по отношению как к обществу, так и к другим собственникам. Ярким и довольно типичным примером здесь может служить деятельность доверительных обществ, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, собравших десятки триллионов карбованцев у своих вкладчиков, но не имеющих возможности ни выплатить обещанные дивиденды, ни даже вернуть вклады. Задолженность всех 10 подобных предпринимательских структур гражданам и юридическим лицам достигает 28,2 трлн карбованцев. В-третьих, вследствие указанных причин оказывается весьма проблематично раскрыть процесс формообразования собственности и четко определить суть той или иной формы присвоения, не говоря уже о спецификации прав собственности. В теории прав собственности центральное место занимает теорема Р. Коуза, связующая права собственности, трансформационные издержки и структуру производства. Суть ее состоит в следующем: если права собственности четко определены (специфицированы) и трансакционные издержки равны нулю, то аллокация ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменной независимо от изменения в распределении прав собственности, если отвлечься от эффекта дохода. Для переходных экономик, к которым относится и экономика Украины, характерно состояние, сформулированное А. В. Бузгалиным в виде следствия из теоремы Коуза: если трансакционные издержки велики (составляют, например, величину, близкую к трансформационным издержкам), а права собственности слабо специфицированы, то аллокация ресурсов (а следовательно, структура и эффективность производства) будет существенно зависеть от распределения прав собственности. Ценность экономической теории прав собственности может быть сведена к следующему. С одной стороны, она показывает и в определенной мере доказывает, что в настоящее время отношения присвоения функционируют посредством своих юридических форм. С другой - позволяет выделить критерий разграничения различных форм собственности и основанных на них организационно-хозяйственных образований. Таким критерием является сама структура прав собственности в той или иной форме присвоения, работающая по двум направлениям: собственник - несобственник и по объему прав самого собственника. Последнее находит выражение в различной комбинации прав собственности, что позволяет классифицировать предпринимательские структуры. Анализируя другие экономические концепции, например кейнсианскую, неолиберальную и т. д., можно сказать, что в них проблема собственности не ставится во главу утла. Частная собственность на средства производства является базисным элементом рыночной экономики. Ее историческая устойчивость объясняется определенными чертами, которые отсутствуют во всех других формах собственности. Мировой опыт показывает, что частная собственность исходна в организации мелкого бизнеса, который является пусковым механизмом любого рыночного хозяйства. Если частная собственность в её классическом виде разъединив дезинтегрирует общество в производственном отношении, то новая ее форма (корпоративная) утверждает экономические предпосылки общественной интеграции, порождающей вместе с тем сложные социальные проблемы. На это следует обратить внимание, поскольку в странах бывшего СССР, а 11 также Восточной Европы происходит своеобразный ренессанс частной собственности, интенсивное возрождение разнообразных форм ее функционирования. Научному пониманию данного вопроса: способствует следующая формулировка: Теоретического принципа историзма частной собственности эти процессы не отрицают. Старые экономические формы не могут устраняться, пока они полночью не исчерпали своих потенциальных возможностей. Новые, более развитые по своему содержанию производственные отношения не могут появиться раньше, чем будут подготовлены необходимые материальные предпосылки, то есть будет достигнут соответственный уровень развития производительности труда человека, что является объективной основой процесса формирования собственности. И это важно иметь в виду при осуществлении политики разгосударствления. Приватизация в Украине Процесс вывода собственности из-под контроля государства начался в Украине, когда страна еще была республикой в составе СССР. Принятие законов Об индивидуальной трудовой деятельности (1986) и О кооперации в СССР (1988) дали возможность развиваться мелкому частному бизнесу и кооперативам. Кооперативы, организованные при предприятиях, часто использовались в качестве каналов вывода активов из государственного сектора. Закон О государственном предприятии, принятый в 1988 году, передал трудовым коллективам в аренду имущество предприятий. Руководители последних, выступая в качестве представителей трудового коллектива и используя свои связи в партийно-хозяйственной номенклатуре, получили возможность не только управлять государственной собственностью, но и использовать ее в своих интересах. Официально приватизация в Украине началась в 1992 году. Один из первых ее шагов — принятый в июне закон О приватизации государственного жилищного фонда, который дал возможность жильцам получить в частную собственность занимаемые ими квартиры. Приватизация в Украине проводилась как стратегическое преобразование, посредством которого ничейную собственность следовало передать собственникам, а те, обретя чувство хозяина, должны были поднять эффективность ее использования как минимум на ступень выше. В 1994 году Президент Украины принял указ № 56 О единой системе органов приватизации в Украине, в соответствии с которым была сформирована система украинских органов приватизации, претерпевшая с тех пор незначительные изменения. Главный ее орган — Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ) подчинен и подотчетен Верховной раде. Председатель фонда назначается президентом и утверждается Верховной радой. При приватизации предприятий применялись следующие схемы: 12 1. Выкуп малых предприятий (собственником становится товарищество покупателей, образованное работниками предприятия). 2. Выкуп имущества предприятия с альтернативным планом приватизации (собственником объекта или его части становится товарищество покупателей, образованное работниками предприятия; товарищество разрабатывает план приватизации, альтернативный плану, предложенному приватизационной комиссией). 3. Выкуп государственного имущества, сданного в аренду (собственником становится арендатор). 4. Продажа на аукционе. 5. Продажа по некоммерческому конкурсу (собственником становится покупатель, предложивший наилучший инвестиционный план). 6. Продажа по коммерческому конкурсу (собственником становится покупатель, отвечающий определенным критериям и предложивший наивысшую цену за объект). 7. Продажа по конкурсу с отсрочкой платежа (собственником становится покупатель, на конкурсной основе получивший право на объект, ему предоставляется рассрочка платежа на три года с предоплатой 30% стоимости). 8. Продажа акций открытых акционерных обществ. Одной из основных форм приватизации в Украине было акционирование предприятий. Акционерные общества, как полагали реформаторы, являются основой структурной перестройки экономики и экономического роста, так как соединяют в себе принципы якобы социальной справедливости и высоких инвестиционных возможностей. О социальной справедливости говорить не приходится — сертификатная приватизация уже показала полное отсутствие и фиктивность этих принципов. А принцип экономической эффективности был отправным в деле начала приватизационных процессов. Если следовать историко-генетическому подходу, акционерная форма по сути своей возникла как способ интеграции и концентрации промышленного капитала. В основе эволюции акционерных обществ лежит привлекательный инвестиционный проект. Тогда мобилизация средств для реализации проекта, организация управления, как самим проектом, так и акционерным обществом, надстраивается над экономически эффективным инвестиционным процессом. В таком случае основными субъектами управления выступают организаторы реального проекта, а их экономическим интересом — реализация капиталовложений и получение отдачи от них. Однако в Украине процесс акционирования проходил несколько по-другому. Фактически акционирование государственных предприятий проводилось в директивном порядке. Никакого выбора такой порядок не оставлял. Единство реализации инвестиционного проекта и образования акционерного общества изначально оказалось разорванным. Проведенная приватизация с самого начала не содержала потенциала экономической эффективности. В Украине есть только отдельные примеры эффективно работающего акционерного сектора, зато есть глубокие разрушения государственного. 13 Государство в лице Фонда госимущества Украины, министерств и других органов власти осуществляло в 2004 году управление корпоративными правами в 1236 акционерных обществах, 88 обществах с ограниченной ответственностью, 35 национальных и государственных акционерных холдинговых компаниях (НАК, ГХК) (Источник: www.spfu.gov.ua). Из общего количества объектов корпоративных прав государства в хозяйственных обществах 23% из них имеют долю государственной собственности более 50%, 38,5% — имеют блокирующий пакет (25-50%) и 38,5% имеют государственную долю собственности в акционерном капитале менее 25%. До 2002 года управление корпоративными правами государства осуществлялось довольно проблематично и неэффективно. Лишь с 2002 год удалось переломить динамику убыточности предприятий с государственной долей собственности. Так, оценивая показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий с государственной долей собственности, можно видеть, что общий объем чистого дохода за 9 месяцев 2004 года составил 47,1 млрд. грн., что на 16 % больше, чем за соответствующий период прошлого года. И 53 % предприятий обеспечили увеличение объема чистого дохода в сравнении с соответствующим периодом прошлого года. Общая сумма перечисленных за 9 месяцев 2004 года дивидендов от субъектов предпринимательской деятельности, образованных при участии государства, составляет более 314,4 млн. грн. То есть наблюдается некоторое оживление этого сектора экономики при том, что все еще значительная часть предприятий с долей собственности государства продолжают работать неэффективно. Всего к началу 2005 года приватизирована большая часть промышленного потенциала страны, а предприятия коллективной собственности (в т. ч. АО) составляют ныне более 80% всех предприятий. Однако этот юридический акт сам по себе не способствовал возрождению предприятий, повышению их эффективности — об этом говорит тот факт, что на протяжении ряда лет около половины промышленных предприятий были убыточными. Не это ли красноречиво свидетельствует о том, что стартовые условия приватизации не были одинаковыми для всех предприятий и что степень конкурентоспособности предприятия до приватизации имеет значение. [Источник: Статистический ежегодник Украины за 2003 год] В силу вышеизложенного становится понятным такой пристальный интерес правительства к проблемам приватизации и ее дальнейшему осуществлению. Кроме того, содержание убыточных предприятий государством слишком дорого ему обходится. Видимо именно поэтому, как заявляет председатель Фонда государственного имущества Валентина Семенюк, Кабинет министров Украины принял план приватизации на 2005-2006 гг. согласно которому 530 предприятий пойдут с молотка. В перечень как раз и вошли объекты, представленные отраслевыми министерствами, которые являются убыточными или требуют частных инвестиций. В то же время В.Семенюк отметила, что 14 ФГИ не подавал Кабмину свои прогнозы о средствах, которые могут поступить от приватизации в государственный бюджет в 2006 г. Также в настоящее время имеются проблемы с наполнением бюджета. Хотя последние связаны скорее с политическим противостоянием в обществе, что мешает выполнению задач Правительства. Так за семь месяцев текущего года Фонд перечислил в бюджет 685,6 млн. грн., или 9,94% планового показателя на 2005 год, который составляет 6,9 млрд. грн. Поступления от приватизации государственного имущества (без учета регионов Украины) по состоянию на 1 августа составили, по предварительным данным, 647,4 млн. грн. (Источник: www.economic-ua.info). В силу вышеуказанных причин отношение общества к процессам приватизации изменилось. Количество приверженцев приватизации с начала реформ значительно уменьшилось. Наименьшую общественную поддержку имеет приватизация крупных предприятий. Среди оценок результатов приватизации исследователями до последнего времени преобладали отрицательные, а именно: - отсутствие заметного положительного влияния на экономическую эффективность и негативное — на объемы производства; - распыление собственности вследствие сертификатной приватизации; формирование неэффективной так называемой инсайдерской собственности и фиктивной акционерной собственности как основы теневой коррумпированной нецивилизованной рыночной экономики. Выводы В развитом обществе могут существовать разные типы и формы собственности, а также переходные ее виды, то есть смешанная экономика. Неустранимость государства делает непреложным существование государственного хозяйствования, базирующегося на соответствующей форме собственности. В Украине происходит переход от трудовой частной собственности к предпринимательской частной и от нее к частно-коллективной (акционерной). В целом за 13-летний период реформирования отношений собственности в Украине мы имеем следующие результаты: не выполнены основные цели приватизации социальная (не преодолено отчуждение работников от средств производства и результатов труда) и экономическая (около 10 лет половина промышленных предприятий Украины работала убыточно). И лишь в последние годы стали более четко проявляться преимущества в эффективности работы негосударственного сектора перед государственным; акционерная собственность носит формальный характер (часто по сути это частнокапиталистическая собственность); 16 значительная часть бывшего государственного имущества безвозвратно утеряна (разграблена); стремительно растет имущественная дифференциация населения; в исторически наикратчайшие сроки негосударственный сектор занял если не доминирующее, то вполне сравнимое с госсектором место в экономике, что является ключевой предпосылкой необратимости экономических и социально-политических перемен. 17 Список использованной литературы В данной работе были использованы сайты: http://yurist-online.com http://referatik.com.ua http://gazeta.birga.od.ua www.spfu.gov.ua www.economic-ua.info http://www.strana-oz.ru 18 |
Посетителей: 0, из них зарегестрированных: 0, гостей: 0 Зарегистрированные пользователи: Подробно | Страница сгенерирована за 0.0927 сек. |